Разница в свойствах алюминия и титана приводит к появлению нежелательных свойств сварочного шва: например, там могут проявляться остаточные термические напряжения, сам шов становится хрупким и твёрдым. Однако группа сибирских учёных нашла способ увеличить прочность соединения при лазерной сварке алюминия и титана.
Опыты проводили специалисты Института ядерной физики Г.И. Будкера, Института теоретической и прикладной механики С.А. Христиановича и Института химии твердого тела и механохимии. Исследования учёных из трёх институтов касались особенностей сварки авиационного алюминия и титана, оптимизации режима лазерной сварки, а также изучения структуры полученного соединения.
Проблема заключалась в том, что при сварке появляются интерметаллидные образования, которые часто бывают слишком хрупкими и негибкими. Сместив лазер в сторону титана, учёные получили меньшее количество таких соединений, а значит — упрочнили шов. В сообщении говорится, что прочность его была увеличена в 2,25 раза.
Опыты проводились в комплексе «Сибирь» Института теоретической и прикладной механики на автоматических лазерных станках, исследования производились при помощи мощностей Сибирского центра синхротронного и терагерцового излучения.
До этого совместно с томскими коллегами специалисты ИТПМ усовершенствовали технологию титаново-алюминиевой сварки для авиастроения. В настоящее время испытания этой технологии проходят во Всероссийском институте авиационных материалов.