Специалисты из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СпбПУ) представили новую технологию сварки трением с перемешиванием (СТП), которая позволит быстрее сваривать алюминиевые сплавы для создания пешеходных мостов. Мост будет сварен на базе вуза, после чего перемещён и установлен в городе Бор Нижегородской области.
Алюминиевые мосты в последнее время пользуются огромной популярностью как в Европе, так и в России. Этот металл очень лёгкий, а за счёт примешивания к нему добавок типа магния — ещё и прочный: по этому параметру он не уступает некоторым конструкционным сталям. В России установили уже 9 алюминиевых пешеходных мостов, однако из сваренных по технологии СТП боровской будет первым. Именно в мостостроении она используется впервые.
Собирать и варить конструкции для моста будут в лаборатории лёгких материалов и конструкций Института машиностроения, материалов и транспорта СпбПУ. Специалисты соединят порядка 20 деталей, каждая из которых достигает в длину 8 метров, а в толщину — порядка 16 мм. Использоваться будет алюминиево-магниевый сплав 1565чм.
Работа, как признаётся доцент СпбПУ Антон Наумов, предстоит непростая, поскольку в мосте много различных соединений. Сварка будет осуществляться в прямой плоскости с двух сторон. По словам Наумова, СТП в этом плане и для этого материала значительно превосходит по прочности дуговую сварку — не говоря уже о том, что алюминиевый лист при СТП не требует проведения с ним дополнительных манипуляций.
После соединения конструкций инженеры убедятся, что всё соответствует стандартам, а мост будет полностью безопасным.
Сварочную часть проекта учёные планируют закончить к концу сентября, а сам алюминиевый переходный мост длиной 121 метр будет открыт в 2022 году.