Новосибирск и близлежащие города собрали в себе ключевые авиазаводы России, а также смежные учреждение, которые занимаются обслуживанием и разработкой новых технологий. Среди них — Институт теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения РАН имени академика Сергея Христиановича, где прямо сейчас разрабатывается технология сварки, которую можно будет использовать при строительстве ракет и самолётов.
Большинство деталей для самолётов и ракет изготавливают из так называемых «крылатых металлов», лёгких титана и алюминия. Скрепляют между собой их при помощи авиационных заклёпок. Процесс монтажа достаточно трудоёмок; кроме того, они способны значительно — до 25% — увеличить вес летательного аппарата.
Использовать сварку при этом крайне проблематично, потому что шов хрупкий. В среднем, его прочностные характеристики составляют около 50–80% от характеристик исходного материала. Разумеется, использовать такие материалы в авиастроительстве невозможно, поэтому разработчикам приходится прибегать к классическим заклёпкам.
Впрочем, от идеи разработать сварку, которую можно было бы использовать в авиации, учёные не отказываются. Совсем недавно специалисты ИТПМ СО РАН совершили прорыв, позволивший значительно повысить прочность авиационной сварки. Технология основана на попытке разобраться, какие конкретно процессы происходят в зоне плавления, и как именно перераспределяются примеси, а потом отработать определённые режимы лазерной сварки. В идеале — те, которые не позволять развиться негативным процессам, снижающим прочность и увеличивающим твёрдость шва.
Конечная цель новосибирских специалистов — получить и отработать технологию, которая даст возможность применять сварку в авиации.
Возможно, вас заинтересует лазерная резка листового металла в Ростове-на-Дону?